Муниципальное казённое учреждение культуры
«Уинская централизованная библиотечная система»
Пермского края
logo
header img

ВАСИЛИЙ БЕЛОВ «ЛАД» : обзор книги

к 90 – летию со дня рождения писателя

 

Писать о народе и его традициях сложно. Но  писать так, чтобы захватывало дух, чтобы в голове появлялись красочные образы, звучали мелодии и дул тёплый летний ветерок. Вот так писать умеют далеко не все люди, именующие себя писателями. Василий Иванович Белов  таким писательским талантом обладал. Сегодня я представляю Вам, дорогие читатели, уникальную книгу Василия Белова, которая называется «Лад», книга издана в 1982 году издательством «Молодая Гвардия», в серии «Отечество».         И посвящена изучению быта русского человека, и другое её название звучит так: «Очерки о народной эстетике».

Василий Белов является известным русским писателем, одним из ярчайших представителей  «деревенской прозы». Его перу принадлежат работы, которые можно читать не только для наслаждения, но и для пополнения своих знаний о быте и обычаях наших предков. Язык Белова точный, краткий и красочный, из-за чего в голове выстраивается много образов, которые ведут к понимаю русской души. За своё творчество Белов был неоднократно награждён государственными премиями. Его книги – это некий проводник в исконно русский мир, который предстает пред внутренним взором читателя во всём своём величии и многообразии. И сама известность пришла к писателю после того, как он начал публиковать в разных журналах свои этнографические очерки. Они были небольшие, а читателю  хотелось продолжения. Именно это и заставило задуматься Василия Белова о написании первой книги, а потом и последующих.  Его первые очерки были задуманы как простенькие зарисовки северного быта русских людей. В своих произведениях он рассказывает о жителях Вологодской, Кировской и Архангельской областей России. Откуда писатель так точно описывает жизнь и быт своих земляков? Потому что всю свою сознательную жизнь Белов посвятил тому, что собирал по крупинкам народные устные песни, пословицы, бывальщины, предметы быта и культуры, а также бессонными ночами изучал архивные данные для полноты картины. Много чего было записано автором из уст его любимой мамы, Анфисы Ивановны, которая и привила ему любовь ко всему народному. Она была настоящей русской женщиной, которая всю жизнь жила согласно традициям.

Лад в народной жизни – это стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте жизненного уклада. Именно на этой стороне быта останавливает автор свое внимание. «Опыт людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее. Вне памяти, вне традиций и истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека», – такая мысль характеризует всё, что написал автор в этом уникальном труде.

Книга разделена на 3 раздела и в каждом разделе есть еще несколько  частей,  каждая  из которых  посвящена обзору материала определенной тематики.  Главы первого раздела называются так: «Круглый год», «Подмастерья и мастера», «Спутник женской судьбы», «Рукодельницы» и «Остановленные мгновения». В главе «Круглый год» речь идет о четырёх временах года. Автор описывает каждое из них очень подробно, рассказывая, какой быт вел народ в разных погодных условиях. При этом описываются не сухие факты, а материал подается в виде красочного рассказа. Также в тексте можно встретить старорусские пословицы. Каждый временной отрезок интересен тем, что кроме описания быта, можно встретить рассказы о настроении народа, культурных особенностях.  В главе «Подмастерья и мастера» речь идет о разных видах деятельности, которые были распространены на Руси, есть описания даже знахарей и нищих. Кроме этого, автор описывает труд и жизнь пастухов, сапожников, кузнецов, плотников, торговцев, мельников и т. д. После прочтения этой главы складывается ощущение, что побывали сразу в нескольких ролях – настолько точно и ярко Белов описывает каждую профессию.

В главе «Рукодельницы» речь идёт о таких женских занятиях, как шитье, плетение и вязание. В этой главе автор говорит не только о труде, но также о том, как женщины развлекали себя во время работы: пели, придумывали песни, частушки, танцевали. Кроме того, Василий Белов делает акцент на том, что, несмотря на то, что эта работа считалась женской, она требовала немало силы и упорства.

Вот небольшая выдержка из этой главы «Анфиса Ивановна рассказывает:

«А мы частушку пели: Ни о чем заботы нет,

                                               Только о куделе,

                                               Супостаточка моя

                                                Опрядет скорее

Бывало, ткешь, ткешь целый – то день. Уж так надоест. А тут нищенки ходят, собирают кусочки. Агнеюшка моя подружка, посылает мне записку с нищенкой: «Фиса, плачу горькою слезой, кросна кажутся козой». Выткать вручную стену холста за день и впрямь не шутка. Для каждой нитки утка надо сделать два удара бердом, да еще с силой нажать на подножку нитченки. Волей – неволей начнешь петь или придумывать частушки…», труд был хоть и женский, но очень тяжелый и требовал не только сноровки, мастерства, но и отменного здоровья.

Глава «Остановленные мгновения» поведает о красоте: резьбе по кости, бересте, чернению по серебру и кружевоплетению, особенно интересно рассказано о кружевоплетении, которым так славились женщины – северянки. Девушки с детства постигали мастерство плетения, они сами себе создавали свою красоту, особенно популярны были женские кружевные платки. Редкая девица не мечтала иметь такую кружевную косынку. Если же косынка доставалась в наследство от матери или бабушки, свою можно было выплести и продать, а на деньги купить кованые серебряные сережки, дюжину веретён, а может и пару хороших гребёнок.    Талант мастерицы сплетал воедино экономическую основу, достаток крестьянской семьи и  творчество, ведь каждое изделие неповторимо. Кружево, сплетенное для себя или в подарок, не предполагало денежной выгоды, его созидательницы не спешили в погоню за количеством. Красота никогда не была сестрой торопливости.

И в настоящее время кружевоплетение очень популярно на Вологодчине и современные женщины создают настоящие кружевные шедевры, которые ценятся не только на Родине, но и за её пределами.  Это и платья, накидки, зонтики, перчатки, воротнички, предметы быта: скатерти, покрывала, ковры, салфетки и т.д. Вообщем,  целая кружевная феерия!

“Спутник женской судьбы” Эта глава первой части книги вынесена отдельно не случайно. Во-первых, она самая объёмная, а во-вторых, здесь рассматриваются все виды женского труда. Автор описывает работы с огромной точностью, что заставляет читателя действительно окунуться в эпоху. Также большое внимание уделяется мистическому значению женского труда. Например, лен издавна считался спутником женской жизни. Согласно поверьям, когда женщина работает со льном, она уготавливает себе судьбу. Занимательный факт: девочки на Руси начинали готовить себе приданое уже с 7-8 лет. Другими словами, уже в этом возрасте они умели работать со льном. Очень интересно сочетаются факты с народными поверьями.  Кроме отдельных работ, были и общие женские труды. Например, каждый год наступал день веревочного витья. На середине улицы выставляли дровни, и каждый мог крутить ручку для того, чтобы вить веревки. Это было в некотором роде народной забавой, которую любили и дети, и старики и в тоже время  получалась выгода и своеобразная народная игра.

 

 Вторая часть книги знакомит нас с такими главами: «Миряне», «Жизненный круг», «Родное гнездо», «Будни и праздники», «Застольщина», «Одежда», «Игры». Как видно из глав, эта часть книги посвящена повседневной жизни людей. Здесь, в отличие от первого раздела, культуре, традициям и обычаям уделяется полное внимание. Глава «Миряне» рассказывает об устройстве жизни от края до отдельной семьи. Рассматривается уклад жизни в северном крае, деревне, волости, подворье и в семье. А семьи были многодетные, большие, трудолюбивые, или как говорили раньше: «Работящие».  Вот небольшая ремарка из книги «Веками  складывалось в крестьянской семье и взаимоотношение полов. Например, жены с мужем, сестер с братьями. Особенно наглядно выглядят взаимоотношения в труде. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была такжеи нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.»  Следующая глава  «Родное гнездо» проведет в дом жителя деревни. Читатель побывает во дворе, в доме, амбаре, избушке и на сеновале. Глава «Будни и праздники» посвящена рассказам о том, как люди делили дни недели и чем каждый день был особенный. А  главе «Одежда» автор рассказывает об одеяниях народа на разные случаи жизни,  раздел «Игры» поведает о народном баловстве, забавах, играх и частушках.

3 раздел книги Что же подготовил в последней части своей книги Василий Белов? Здесь читатель узнает о том, как проходили праздники на Руси, которые проходили с размахом, свадьбы, крестины,  проводы в армию, помочи, ярмарки и т.д. Об этом расскажет глава «Длиною в жизнь». О том, как строились дома, мельницы, храмы и часовни, клети, амбары, бани узнаем из главы «Древотёсное – камнетёсное».     В главе  “Начало всех начал” автор рассказывает о  народных обычаях, заговорах, загадках, сказках, частушках, причитаниях и др. Ведь всё вышеперечисленное – это основа жизни народа, то, на что он опирается в трудные времена.

Главные герои книги обезличены,  Белов  описывает обычных людей, с которыми он общался на протяжении всей своей жизни. Герои создавались как прототипы известных ему людей: мама, родственники, односельчане… Каждый образ лаконичен, но закончен именно потому, что он не вымышленный. Важные особенности, которые отличают каждого героя – это жизнелюбие, трудолюбие, доброта, простодушность, находчивость и умение, сочувствие, т.е. всё, чем славится загадочная русская душа.             Читать это произведение, уважаемые читатели, – это окунаться в дивный мир наших предков и  познавать их мудрость. «ЛАД» – это одна из самых значимых книг в творчестве Белова, ведь на протяжении всей своей жизни писатель кропотливо собирал жемчужины народной мудрости и посвятил русской этнографии всю свою жизнь.

Книга прекрасно проиллюстрирована и  представляет собой настоящую поэму, в которой воспет русский человек и русский мир, именно поэтому она всегда актуальна! Написано произведение простым, «живым» языком, читается легко, окунаешься в прекрасный мир народной культуры, традиций, обычаев русского народа. И за всем этим большой труд и писательский талант! Это издание есть в нашей Уинской центральной библиотеке, несомненно, писатель это произведение написал под влиянием музы, в чём Вы сами сможете убедиться, прочитав уникальную книгу «ЛАД». Приглашаем Вас к прочтению!

 

Е.Орлова, зав. МБО Уинской ЦБ