ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ Обзор произведений И.С. Тургенева
Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? И актуальна ли сегодня «тургеневская девушка»?
«Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья.
Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства. Она не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства.
Тургеневские героини очень сильны, умны и образованны. Рассудочность сочетается в них с эмоциональными порывами, упрямство — с жертвенностью.
Да, они романтичны и мечтательны. Но их идеалы и мечты превращают их не в слабых тихонь, а в целеустремлённых борцов.
Часто у Тургенева сильный женский характер соседствует с более слабым мужским, девушка добивается большего, чем мужчина.
Сильный характер этих девушек сначала может быть незаметен, но они ставят цель и идут до конца, преодолевая преграды и жертвуя собой и своей любовью.
Из-за их необычного характера судьба “тургеневских девушек” складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.
Давайте рассмотрим образы тургеневских девушек на примерах произведений Тургенева.
Зинаида из повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
Эта повесть написана на основе личного эмоционального опыта и событий в семье писателя. Главный герой произведения, шестнадцатилетний Владимир (прообразом является сам Тургенев) прибывает вместе с семьей в загородное поместье, где встречает красивую девушку, 21- летнюю Зинаиду Засекину. Позже Владимир обнаруживает, что истинным объектом любви Зинаиды является его собственный отец.
Образ тургеневской девушки в повести «Ася»
Этот образ «тургеневской девушки» безупречен, предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна. Тем более что у него самого была внебрачная дочь Полина, которая явилась прообразом героини. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.
Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини.
Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо»
Этот образ «тургеневской девушки» очень невинен. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.
Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.
Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь.
Елена Стахова из романа «Накануне»
Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова (роман «Накануне») — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования. Елена Стахова — первая героиня-подруга революционера, борца за справедливость, оставшаяся ему верной до последнего. Её благодетельные порывы — показатель, характеризующий высокие моральные качества девушки.
Наталья Ласунская из романа «Рудин»
Тургеневские девушки не утратили внутренние нравственные идеалы и ориентиры, готовые к самопожертвованию ради любви. Почти все — страстные, даже роковые барышни, обладающие поэтической красотой, которая контрастирует с окружением. Для этого им не нужно быть писаными красавицами: их оружие — острый ум и нестандартные взгляды на мир, практически фанатичная преданность объектам желания. Наталья Ласунская с первого взгляда могла не понравиться, «говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, но при этом училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно». Но они могут совершать сложные выборы и отвергать любовь, если чувствуют связанное с ней разочарование. Так Наталья Ласунская разочаровывается в пленившем её изначально Рудине: он не хотел серьёзных отношений, на которые она рассчитывала.
Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.
Тургенев создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:
Елена Стахова («Накануне»);
Зинаида («Первая любовь»);
Наталья Ласунская («Рудин»);
Лиза («Дневник лишнего человека»);
Ася из одноименного произведения;
Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
Вера («Фауст»).
Напоследок приведём строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта “Памяти И. С. Тургенева” (“Уходят дни…”):
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, –
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты, –
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Итак, образ «тургеневской девушки» не угасает со временем, потому что важно в новом поколении сохранить чувство красоты в человеке и в окружающей действительности.
Отрывок из поэмы памяти Клары Давидюк
Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну.
Напрасно дочек умоляют дома,
Уже не властен материнский взгляд —
У райвоенкоматов и райкомов
Тургеневские девушки стоят.
Какие удивительные лица
Военкоматы видели тогда!
Текла красавиц юных череда —
Казалось, выпал жребий им родиться
В пуховиках «дворянского гнезда».
Казалось, благородство им столетья
Вложили в поступь, в жесты, в легкий стан.
Где взяли эту стать
Рабочих дети,
И крепостных
Праправнучки крестьян?..
Все шли и шли они —
Из средней школы,
С филфаков,
Из МЭИ и из МАИ —
Цвет юности,
Элита комсомола,
Тургеневские девушки мои!
И там тебя я видела, наверно,
Да вот запомнить было ни к чему.
Крутился времени жестокий жернов,
Шла школьница к бессмертью своему
Юлия Друнина
Тургеневская девушка
Туманным утром в платье белоснежном,
Перчатках кружевных и туфельках атласных,
Она шагнула в вечность трепетно и нежно,
Оставшись навсегда и юной, и прекрасной.
Тургеневская девушка –мечта и страсть поэта,
С любовью нерастраченной и чистою душой,
Как символ непорочности изысканного света,
Прошла через века, проделав путь большой.
Мне и сейчас, бывает, видится среди берез
И безупречный профиль и красивая осанка…
И грудь вдруг наполняется тоской до слез
Лишь потому, что символ нынче- куртизанка.
Ушли из жизни сдержанность и скромность,
И не в чести романтика и серенады до зари,
И стали нормой сексапильность, томность,
А с ними и продажность, что ни говори.
И на тусовках светских хищницы младые
Магнатам улыбаются, запрятавши оскал,
Глаза пусты, сердца , как и тела, худые
И нежности с любовью перекрыт канал.
Но кто-то все равно прельстится оболочкой,
Не ведая, что нет под ней, по сути, ничего…
И в доме не запахнет по весне зеленой почкой,
И не придет любовь …Но что им от того?!
К.И.Брюхатская(Залкина)
Тургеневские девушки России
Тургеневские девушки России,
Я верю в то, что вы в России есть!
Какие бы ветра ни проносились,
Какую ни придумали бы месть,
Какой бы грязью вас ни поливали,
В какую б вы ни наступили грязь,
Но русские дожди ее смывали,
И небо снегом посыпало вас.
Непостижимость женщины известна,
Но, у тургеневских, – она вдвойне!
Вкусивший их любви, поймет, как прЕсна
Любовь красавиц в чуждой стороне.
И в этом Таинстве – и грех, и покаянье,
И необузданность, и нежный кроткий нрав,
И обреченность все прощать заранее –
Когда любим, так значит он и прав!
И обреченность не прощать вовеки
Того, чего вовек простить нельзя
И оставаться прежним человеком,
И людям продолжать глядеть в глаза.
Соль женственности им дана с рожденья,
Ее нельзя добыть или купить,
Она всей жизни русской отраженье,
Души славянской золотая нить.
И, не подвластные испугу или силе,
Не падкие на похвалу и лесть,
Тургеневские девушки России,
Страны великой красота и честь.
Николай Лятошинский
О тургеневских девушках
Как будто бы всё пройдено, как будто всё увидено…
Мы Богом не целованы, правдивостью не ранены.
Букеты листьев осенью – для Лизы для Калитиной,
а дом – одно название… одни воспоминания.
Листвой укрыты улочки, старинные,
мы говорим: «Наследие», а в мыслях: «Так дворянские.
Мы – единички бледные – на знания помножены.
Идём к нему, к Тургеневу…
Да полно притворяться-то,положено».
Всерьёз – или для галочки? – традиции и символы.
Себе – за неучастие – ты сам пропишешь ижицу.
Но… девушки, как исстари, – отчаянные, сильные,
способные на многое. Глядишь, и в книгу впишутся.
Как есть – в линялых джинсиках, в кроссовках, в ярких топиках…
Да что им речи сладкие, и что им лица постные,
и славословья вязкие, и обещанья топкие?
Пройдут – не замараются – спокойной, лёгкой поступью.
Елена Яворская
Предлагаем вам небольшой опрос:
Из предложенных имен выберите имена «тургеневских девушек» из произведений И.С. Тургенева
Ася
Елена
Ирина
Лиза
Валентина
Зинаида
«Тургеневская девушка»: какая она?
Слабая
Кокетливая
Способная на глубокие чувства
Жертвует собой и своей любовью
Если затрудняетесь ответить, вернитесь к началу обзора.
(Для обзора использованы материалы из свободного доступа в Интернете)